Elena
Март 19, 2016

1.57

Глава 57.

27.01.2015

17 июля утром мы с Диной и Прабджет поехали в аэропорт. Погода была отличная, в окно светило солнце, мы сидели в поезде и весело болтали, смеясь и удивляясь, что история с проводами в Индию повторяется по спирали уже в который раз. После регистрации мы выпили прощальный кофе и вышли на улицу, чтобы запечатлеть Дину около огромных букв  «I amsterdam», в которых  «I am» было выделено красным цветом.

Foto_57_2

Многие люди также позировали для фото на этом стенде перед отлетом или прощанием с друзьями и близкими. Мы поднялись на второй этаж  и подошли к очереди проверки безопасности, перед которой мы должны были попрощаться. Меня удивило, что немало провожающих плакали или были со слезами на глазах. Я еще сказала Дине, что первый раз вижу в аэропорту столько плачущих людей, и добавила: «Чего так расстраиваться-то, рано  или поздно опять встретитесь».  Мы обнялись с Диной, чмокнули друг друга, я дождалась, пока они прошли контроль и, помахав на прощание, ушла на обратный поезд.

Дома было пусто, но я успокоила себя мыслью, что это ненадолго, так как 11 августа Дина уже должна была вернуться в Голландию. Через несколько часов я зашла на ФБ и самое первое, что увидела —  фотографию Прабджет около витрины с матрешками в московском аэропорту, где у них была пересадка для конечного пункта в Дели. Я обрадовалась, что они отлично долетели  до Москвы, и стала просматривать дальше новостную ленту. И сразу же мне в глаза бросилось, что разбился самолет,  который летел из Амстердама в Куала Лумпур. Его вылет был из того же гейта, что и у Дины, только 35-ю минутами позже. Оба этих самолета следовали одним и тем же маршрутом, в районе которого произошла, уже известная теперь всему миру, катастрофа со взрывом. В моей голове пронеслась мысль, как хорошо, что я увидела сначала фото Прабджет, а затем уже эту печальную новость. Мне тут же вспомнилось сегодняшнее утро в аэропорту, радостное позирование пассажиров на амстердамских буквах и плачущих людей, прощающихся при расставании. Для многих из них это была последняя радость в жизни и настоящие слезы в предчувствии скорой беды.

К вечеру Дина вместе с Гурдасом  благополучно добралась до дома в Пенджабе. Я вышла в мессенджер ФБ, чтобы поговорить с дочерью, и увидела сообщение от Саинанады. Он написал мне:

«hope you are doing fine

was very worried when i heard the news

m sure you were too».

«Надеюсь, что у Вас все хорошо. Я был очень обеспкоен, когда услышал новости. Я уверен, что Вы тоже».

Я хотела ему сразу же ответить, но меня остановила мысль, что я не хочу вступать больше ни в какие контакты с друзьями Дины без ее ведома. Мне хватает уже по уши одного, который перевернул мою жизнь с ног на голову, и я до сих пор нахожусь в этом положении. Я переслала дочери это сообщение и попросила ее написать для меня ответ. Она не замедлила это сделать и я, даже не особо внимательно прочитав, отправила его адресату: «Dear SAInanda! Thank you so much for your consern my daughter is lucky to have friends like you. They were behind the flight on a lucky plain». «Дорогой САИнанда! Большое спасибо за беспокойство. Моя  дочь счастливая, имея таких друзей, как ты. Они находились вместе с ней  во время этого удачного полета».

Он ответил: «Thank god», — и на этом наша короткая переписка закончилась. Под фотографией Прабджет с матрешками он написал: «Thank god ur safe». «Слава Богу, вы в безопасности».

Дина уехала, и меня опять накрыло с головой моя нескончаемая грусть. Я уже отказывалась что-либо понимать. Я не общалась с человеком, но эта всепроникающая тоска по нему сопровождала меня неизменно и постоянно. Два года и никакого выхода, это уже можно было назвать патологией. Я решила погуглить тему, которая касалась моей ситуации, а именно — разбитого сердца. По крайней мере к этому определению подходили все мои психологические симптомы. Мое внимание по этому предмету сразу же привлекло объяснение психоаналитика Патрика Ламбуле (Patrick Lambouley):

«Любовь затрагивает ту часть нашей личности, которая незнакома нам самим.  В душе у каждого из нас таится частица губительной пустоты, способной нас разрушить. Любовь – не что иное, как встреча двух страданий, двух несовершенств. В любви мы делимся с другим человеком тем, чего мучительно не хватает нам самим». 

Сомнений не было, именно этого не было в моей жизни — любви. И когда она во мне проснулась, скорее, свалилась как гром среди ясного неба, то стала полностью руководить моей жизнью, буквально заставляя меня делиться ей. Именно в те моменты я чувствовала себя счастливой, когда виртуально посылала любовь своему объекту. Во все остальное время я оставалась страдающей личностью. До этого периода любви действительно не было в моей жизни. Я прекрасно помню моменты, когда кто-нибудь рассказывал мне о своих чувствах любви, а я не понимала, о чем они говорят. Вернее, я понимала головой, но не могла ощутить это через чувства. Когда я в детстве слушала песни, то меня удивляло, что все они о какой-то непонятной мне  любви. Затем я вышла замуж. Мне казалось, что по любви, по крайней мере, как я ее представляла, и странно, что все эти песни про любовь и страдания из-за нее как-то прошли мимо за всю мою семейную жизнь. Я много увлекалась спиритуальным развитием, слушала песни, посвященные любви к Богу. Они мне очень нравились, моя душа наслаждалась ими, хотя я совершенно не отдавала себе отчета в том, что это значит — любить Бога. И вот, когда вся эта история  с новыми неизведанными чувствами обрушилась на мою жизнь, то именно через музыку и песни я чувствовала, как любовь учит меня этому искусству, вскрывая пласт за пластом уровни моей несовершенной души. 

Я продолжила поиски по волнующей меня теме и вышла на сайт, посвященный учениям Ошо.  Следующие строки тоже принесли мне ясность в понимании понятия Любви:

«Человеческое сердце – это музыкальный инструмент, оно содержит великую музыку. Она спит, но она здесь, ждёт подходящего момента, чтобы воспламениться, быть выраженной, быть спетой, быть станцованной. И это мгновение возникает через любовь. Без любви человек никогда не узнает, какую музыку он носил в своём сердце. Только через любовь эта музыка становится живой, пробуждённой, из возможной начинает становиться действительной. 

Вы спрашиваете «Что такое любовь?» Это глубокое побуждение быть единым с целым, глубокое побуждение растворить Я и ТЫ в единении. Любовь такова, потому что мы отделены от нашего собственного источника; из этого отделения вырастает желание вернуться обратно в целое, стать единым с ним. 

Мужчина и женщина – двери к Богу. Желание любви есть желание Бога. Вы можете понимать это, можете не понимать, но желание любви, действительно доказывает существование Бога. Нет других доказательств. Именно потому, что человек любит, Бог есть. Именно потому, что человек не может жить без любви, Бог есть».

Да, это все было понятно мне, правда, в основном моим умом. Но вопрос — почему Любовь сопровождается страданиями, оставался для меня не отвеченным. Я продолжала поиски и наткнулась на книгу «Душевные омуты» известного психолога Джеймса Холлиса,  последователя юнгианской психологии. 

Согласно автору,  практика  применения данной психологии пробуждает  человека к личностному развитию и предлагает перспективу, основанную на идее, что целью жизни является не счастье, а смысл.

Приведу некоторые отрывки из этой книги, которые в значительной степени дали объяснение моим личным страданиям и внесли ясность в мой ум, который уже устал анализировать и искать пути выхода из непонятной ему ситуации.

«Юнгианская психология, как и большинство великих религиозных учений и известных мифов, на основе которых она сделала многие свои открытия, утверждает, что именно душевные омуты и бесконечные страдания становятся той почвой, в которой зарождается смысл. Еще 2500 лет тому назад Эсхил сказал, что боги вынесли людям жестокий приговор: только страдания могут привести их к мудрости.

Не испытывая страданий, через которые, согласно божескому промыслу, приобретается психологическая и духовная зрелость, человек остается неразумным, инфантильным и зависимым.

Идеи, устремления и практика юнгианской психологии исходят из того, что не существует залитых солнцем лугов и уютных уголков для безмятежного сна: есть душевные омуты, где большую часть жизни и пребывает наша природная сущность и где зарождаются многие значимые события нашей жизни. Именно в этих омутах формируется и крепнет душа, именно в них мы сталкиваемся не только с тяготами жизни, но и с ее достоинством, и ее глубочайшим смыслом.

Эго, наше осознанное ощущение себя, представляет собой аффективно заряженный кластер повторяющегося жизненного опыта. Это главный комплекс сознания с подвижными, податливыми и легко проницаемыми границами. Эго нам нужно для решения повседневных дел, мобилизации психической энергии и направления ее на достижение целей, для поддержания ощущения внутренней устойчивости и сохранения этого ощущения во времени, чтобы мы могли продолжать жить, переходя от одних событий и ситуаций к другим. Но главная задача Эго заключается в обеспечении безопасности, и эта задача, как известно, решается путем создания защит от выхода бессознательного материала из глубины на поверхность и от сильного воздействия внешних потоков энергии. Достигнув этой Цели, удовлетворив свое обязательное, навязчивое стремление к безопасности, Эго превращается в нервного буревестника, который бьется о жизненные преграды, трепещет, поднимает пыль, вызывая ощущение неловкости у тех, кто это видит.          

(О, именно это происходило и происходит со мной в этой текущей истории, в которой мой ум отказывается понимать поступки моего беснующегося эго!)

Насколько нам известно, люди – единственные существа, стремящиеся найти смысл жизни. Такое стремление зачастую болезненно, но оно является автономным, и мы не можем удержаться от того, чтобы не искать этот смысл. В строках Гете говорится, что мы никогда не сможем постичь таинство, иначе это не таинство, но мы часто ощущаем его влияние в конкретных отношениях, в метафорах сновидений и во внезапном откровении смерти. Где бы мы ни ощущали наличие глубины: в космосе, в природе, в других людях или в самих себе,- мы остаемся в пределах своей души.

Мы не получаем полного осознания истины, как при божественном откровении. Мы воспринимаем ее лишь через отражение событий и символов, единичных и взаимосвязанных. Мы воспринимаем ее как некую непостижимую для нас сторону жизни и не можем избавиться от желания ее постичь. И. В. Гете

В глубине каждого из таких «душевных омутов» скрывается смысл нашего индивидуального развития. Вслед за Юнгом следует задать себе вопрос: какую задачу мы должны решить, оказавшись в каком-то из этих «омутов»? В каждом конкретном случае есть несколько вариантов решения задачи: что-то себе разрешить, избавиться от зависимости или обрести мужество, чтобы при всей своей уязвимости взять на себя ответственность перед Вселенной. В каждом случае мы принимаем вызов, связанный с нашим личностным ростом, совершением психологического странствия и сопутствующим ему расширением сознания. Хотя такое расширение сознания часто вызывает ужас, оно одновременно приносит нам освобождение и ощущение собственного достоинства, а нашей жизни придает смысл».

Да, именно «смысл»  я отчаянно искала во всей этой истории уже два года, и каждый раз мне открывались все новые горизонты.